План конспекта урока.Страница 1
Урок желательно построить по принципу диалогового общения и самостоятельного выполнения заданий с последующей фронтальной их проверкой (такая методика соответствует интерактивному обучению).
В самом начале урока учитель предлагает учащимся самостоятельно без помощи учебников и других подсказок попытаться сформулировать определение науки систематики. (Работа может проводиться как в малых группах, так и в парах.) На это задание отводится не более 3 минут.
Далее проходит обсуждение определений, которые сформулировали ученики, лучшие варианты и наиболее близкие к правильному учитель оценивает (можно баллами, а можно сразу отметкой; если работа идет в группах, то желательно, чтобы в группе был ответственный за фиксирование баллов).
В тетрадь записывается, кроме имеющегося своего варианта правильное определение: Систематика – это раздел биологии, задачей которого является описание и обозначение всех существующих и вымерших организмов, а также их классификация по группам.
Далее учитель предлагает учащимся список понятий: вид, царство, семейство, класс, род, порядки, отдел. (Список написан на доске, и можно выдать на отдельных листочках на парту.)
Задание: распределите данные понятия без помощи учебника и других подсказок таким образом, чтобы систематические единицы были взаимосвязаны, начиная с наибольшей из них, а заканчивая наименьшей (время работы максимум 5 минут, работать можно индивидуально, с соседом по парте или в малой группе; учитель в это время ходит по классу и внимательно смотрит за работой каждого ученика, если ученик растерялся и не знает что нужно сделать, то учитель направляет его, не давая точных указаний).
Если работали в малых группах, то учитель приглашает к доске представителя от каждой группы и просит их написать (или составить из карточек) вариант распределения систематических единиц своей группы, если индивидуально или в парах, то к доске вызываются несколько учеников с разными вариантами выполнения задания. Далее учитель просит прокомментировать предложенные схемы, а затем, сразу же, без оглашения правильной, предлагает следующее задание.
С помощью учебника или раздаточного материала выписать в тетрадь определения каждой систематической единицы. После того как определения выписаны, предлагается проверить свои схемы и внести в них изменения. Затем учитель под диктовку записывает (составляет) на доске правильную последовательность систематических единиц.
Далее ученикам предлагается для обсуждения вопрос: как вы думаете, у каких систематических единиц высших или низших больше отличительных признаков? Почему? (В данном случае наиболее правильной является работа в малых группах, с последующим озвучиванием мнения всей группы одним человеком.) Учитель подводит итог этого обсуждения.
Поскольку в природе существуют очень похожие, но все-таки разные растения каким-то образом в систематике их надо было обозначить по разному и Карл Линней ввел бинарную номенклатуру – двойное название для всех живых организмов, например: ветреница лесная, ветреница лютичная, бересклет европейский, бересклет бородавчатый, жимолость татарская, жимолость кавказская, капуста дикорастущая, капуста белокочанная, капуста кольраби, капуста брюссельская, капуста цветная (желательно приводить примеры растений с иллюстрациями). Сейчас вам предстоит определить, какие две систематические единицы задействованы в названии растения и, какая часть речи, какую из них определяет (одно слово существительное, а другое прилагательное; работа опять ведется без подсказок в малых группах в течение 2 минут). Учитель спрашивает затем, какая систематическая единица обозначена существительным, а какая прилагательным у каждой группы по очереди и называет для всех правильный ответ. В тетради вместе с учителем все записывают правильное распределение систематических единиц.
Похожие материалы:
Высохли все корни
Каттлея куплена несколько месяцев назад. У меня дала один цветок.
В последнее время несколько кукожились листья. А недавно при поливе она легко у меня вышла из коры. Посмотрите: у нее практически нет корней. Но они не сгнили. Они высохши ...
Полив
Поливать орхидеи можно методом погружения или обычным образом, из лейки. Важно дать воде полностью стечь, прежде чем поставить горшок обратно на поддон, потому что чаще всего орхидеи погибают из-за загнивания корней. Не давайте субстрату ...
Задний мозг
Задний мозг (metencephalon) состоит из двух частей: вентральной – мост и дорзальной – мозжечок.
...

