Урок желательно построить по принципу диалогового общения и самостоятельного выполнения заданий с последующей фронтальной их проверкой (такая методика соответствует интерактивному обучению).

В самом начале урока учитель предлагает учащимся самостоятельно без помощи учебников и других подсказок попытаться сформулировать определение науки систематики. (Работа может проводиться как в малых группах, так и в парах.) На это задание отводится не более 3 минут.

Далее проходит обсуждение определений, которые сформулировали ученики, лучшие варианты и наиболее близкие к правильному учитель оценивает (можно баллами, а можно сразу отметкой; если работа идет в группах, то желательно, чтобы в группе был ответственный за фиксирование баллов).

В тетрадь записывается, кроме имеющегося своего варианта правильное определение: Систематика – это раздел биологии, задачей которого является описание и обозначение всех существующих и вымерших организмов, а также их классификация по группам.

Далее учитель предлагает учащимся список понятий: вид, царство, семейство, класс, род, порядки, отдел. (Список написан на доске, и можно выдать на отдельных листочках на парту.)

Задание: распределите данные понятия без помощи учебника и других подсказок таким образом, чтобы систематические единицы были взаимосвязаны, начиная с наибольшей из них, а заканчивая наименьшей (время работы максимум 5 минут, работать можно индивидуально, с соседом по парте или в малой группе; учитель в это время ходит по классу и внимательно смотрит за работой каждого ученика, если ученик растерялся и не знает что нужно сделать, то учитель направляет его, не давая точных указаний).

Если работали в малых группах, то учитель приглашает к доске представителя от каждой группы и просит их написать (или составить из карточек) вариант распределения систематических единиц своей группы, если индивидуально или в парах, то к доске вызываются несколько учеников с разными вариантами выполнения задания. Далее учитель просит прокомментировать предложенные схемы, а затем, сразу же, без оглашения правильной, предлагает следующее задание.

С помощью учебника или раздаточного материала выписать в тетрадь определения каждой систематической единицы. После того как определения выписаны, предлагается проверить свои схемы и внести в них изменения. Затем учитель под диктовку записывает (составляет) на доске правильную последовательность систематических единиц.

Далее ученикам предлагается для обсуждения вопрос: как вы думаете, у каких систематических единиц высших или низших больше отличительных признаков? Почему? (В данном случае наиболее правильной является работа в малых группах, с последующим озвучиванием мнения всей группы одним человеком.) Учитель подводит итог этого обсуждения.

Поскольку в природе существуют очень похожие, но все-таки разные растения каким-то образом в систематике их надо было обозначить по разному и Карл Линней ввел бинарную номенклатуру – двойное название для всех живых организмов, например: ветреница лесная, ветреница лютичная, бересклет европейский, бересклет бородавчатый, жимолость татарская, жимолость кавказская, капуста дикорастущая, капуста белокочанная, капуста кольраби, капуста брюссельская, капуста цветная (желательно приводить примеры растений с иллюстрациями). Сейчас вам предстоит определить, какие две систематические единицы задействованы в названии растения и, какая часть речи, какую из них определяет (одно слово существительное, а другое прилагательное; работа опять ведется без подсказок в малых группах в течение 2 минут). Учитель спрашивает затем, какая систематическая единица обозначена существительным, а какая прилагательным у каждой группы по очереди и называет для всех правильный ответ. В тетради вместе с учителем все записывают правильное распределение систематических единиц.

Страницы: 1 2 3


Похожие материалы:

История рода
Среди всех орхидей башмачки являются, без сомнения, самыми узнаваемыми. Даже не специалист, взглянув на характерную «туфельку», скажет, что перед вами венерин башмачок. Самый большой и популярный род, входящий в подсемейство башмачковые ( ...

Часто задаваемые вопросы: Болезни каттлей. Пятно на росте
Подскажите, что это у моей каттлеи. Появилось за сутки на молодом росте пятно черное сухое, но не насквозь. Это молодой рост см 20. Насколько я знаю гниль мокрая, а это сухая. Вчера вечером перед помывкой окна я их все очень внимательно о ...

Типы охотничьих угодий
Лесные площади занимают примерно 66,25% территорий, в основном лесной массив располагается на севере района и на юге западе. Основную кормовую базу представляют дубово-бело-березовые, дубово-черно-березовые, чистые насаждения дуба монголь ...