Информация » Применение наглядности на уроках биологии » Методические особенности применения наглядности на уроках зоологии. Организация экспериментальной работы. Применение наглядных средств на всех этапах урока

Методические особенности применения наглядности на уроках зоологии. Организация экспериментальной работы. Применение наглядных средств на всех этапах урока

Материалом для настоящей работы послужили результаты экспериментальной работы, проводимой в период педагогической практики с 11 февраля по 22 марта 2008 года. Объектом для исследования является учебный процесс этой школы, а предметом исследования наглядность как дидактический принцип. Экспериментальная работа проводилась на уроках биологии. Для сбора информации использовался метод педагогического эксперимента.

На первом этапе исследования проводился констатирующий эксперимент. Его цель - выявление исходного уровня знаний учащихся по биологии. Для этого проводился контроль знаний по ранее изученной теме. Контроль знаний включал в себя задания с выбором одного ответа:

1. Наиболее сложное строение имеет:

А. дождевой червь;

Б. пресноводная гидра;

В. белая планария;

Г. луковая нематода.

2. Имеются доказательства происхождения кольчатых червей от:

А. кишечнополостных

Б. плоских червей;

В. круглых червей

Г. простейших.

3. В какой тип объединяют животных, имеющих удлиненное тело, разделенное на сходные членики, кровеносную систему, брюшную нервную цепочку и окологлоточное нервное кольцо?

А. Круглые черви

Б. Кольчатые черви

В. Плоские черви

Г. Моллюски

4. Чем по внешнему виду нереида сходна с дождевым червем?

А. Они трехслойные животные

Б. Их тело состоит из члеников

В. По бокам каждого членика у них располагаются парные выросты тела

Г. Передние членики резко отличаются от остальных и образуют голову.

5. Ответ организма на действие раздражителей, осуществляемый с помощью нервной системы, называется:

А. раздражением;

Б. возбуждением;

В. возбудителем;

Г. рефлексом.

6. К какой группе животных по характеру питания относят дождевого червя:

А. хищников;

Б. паразитов;

В. растительноядных животных;

Г. потребителей разлагающихся растительных остатков.

7. Среди перечисленных ниже найдите признак, свидетельствующий об усложнении кольчатых червей по сравнению с плоскими:

А. имеют вытянутое тело;

Б. имеют влажную кожу, покрытую слизью;

В. кислород и питательные вещества переносятся кровеносной системы;

Г. Непереваренные остатки пищи вместе с землей удаляются через анальное отверстие.

8. Дождевые черви живут:

А. в сухом песке;

Б. твердой глине;

В. В грунте на дне моря;

Г. богатой перегноем почве.

9. Кожа дождевого червя:

А. сухая

Б. покрыта чешуйками

В. Покрыта ресничками

Г. Покрыта слизью.

10. Какая полость тела дождевых червей?

А. поделена поперечными перегородками

Б. сплошная

В. состоит из нескольких слоев

Г. Содержит слизь.

Оценивание задания проходило по следующим критериям:

10 - 8 правильных ответов - 5;

7 - 5 правильных ответов - 4;

4 - 3 правильных ответов - 3;

2 - 1 правильных ответов - 2.

После проведения контроля знаний нами были получены результаты, которые представлены на рис.1.

Рис.1 Результаты контроля знаний по ранее изученной теме, проводимого на этапе констатирующего эксперимента.

На основании полученных результатов учащиеся были разделены на 2 группы для проведения формирующего эксперимента. Это второй этап исследования. Целью его является повышение уровня знаний учащихся по биологии с помощью наглядного материала. Первая группа - контрольная, это 7 "А" класс, вторая - экспериментальная, это 7 "Б". В 7 "А" наглядный материал использовался в обычном объеме, в 7 "Б" в увеличенном. Проверка знаний учащихся обеих групп проходила по одному плану.

На втором этапе исследования применялся наглядный материал, который способствовал более полному усвоению нового материала и повышению уровня и качества знаний учащихся. Наглядный материал применялся на всех этапах урока: на этапе изучения нового материала (как самостоятельно, так и с помощью учителя), на этапе закрепления изученного материала и на этапе проверки знаний учащихся.


Похожие материалы:

Плавательный пузырь как гидростатический орган.
Плавательный пузырь является органом, функции которого могут быть весьма разнообразными. У большинства рыб - это чувствительный орган, который воспринимает изменения давления и делает возможной установку рыбы на разной глубине. Тело ры ...

Таламус
Зрительный бугор (thalamus) представляет собой большие парные скопления серого вещества яйцевидной формы, причем заостренный конец образует передний бугорок таламуса (tuberculum anterius thalami), а утолщенный край называется подушкой (pu ...

Воспаление
Воспаление - это реакция организма на внедрение инфицирующего агента, введение антигена или физическое повреждение тканей. Помимо усиления клеточной миграции, описанного выше, воспаление вызывает приток различных растворимых молекул из пл ...